Впечатления
о надувном каяке "Ватерфлай"
Итоги трех сплавов по паводковым рекам Тульской области.
Автор - Михаил Трусков (Тула)
Апрель 2003 г.
Информация
о байдарке "Ватерфлай"
Я за свою жизнь прошел немало рек в то
время, когда весенняя вода, взломав лед, переполняет узкие
русла и буйным потоком несется среди затопленных кустов
не разбирая дороги и не останавливаясь ни перед какими преградами.
Много всякого встречалось в эти короткие вылазки на "коричневую
воду". Были легкие прогулки с женой по бурному, но
чистому потоку, были классические "кили" под наклонными
бревнами, были ледовые завалы, заставляющие собирать лодки
и уходить с маршрута, были дырочки в левом борту уже через
тридцать метров после старта.
Иногда приходилось впрягаться в упряжку и вдесятером выволакивать
из пульсирующей пучины Вашаны переломанные могучим потоком
останки "Салюта" ради его почти нетронутой шкуры.
Приходилось прерывать поход после экстремального самосплава
в спасжилете на длинную дистанцию, после которого уже не
было моральных сил вновь садиться в байдарку.
В итоге, к своим 45 годам я с большим пиететом отношусь
к этим тихим рекам, незаметных летом среди густого прибрежного
ивняка, хорошо представляя себе, какая внутренняя мощь может
скрываться в их упругих весенних потоках.
Слова "слалом среди затопленных лозин", "навал
на прибрежные кусты" для меня отнюдь не пустые звуки.
Все эти прелести испытаны на своей шкуре и шкуре своей вечной
спутницы в этих адреналиновых походах - "Таймене"-двойке.
Причем, неизвестно, какой шкуре досталось больше…
К чему я веду этот разговор? Думаю, что многие могут похвастать
не меньшим количеством своих подвигов и рассказать не менее
страшные истории, связанные с покорением Вашаны, Льняной,
Капши и прочих водных капилляров, имеющих в своем названии
одно и тоже прилагательное - "паводковых" рек.
Ото всех остальных смелых покорителей весенних рек меня,
на сегодняшний день, отличает только одно, но весьма существенное,
обстоятельство. Я имел счастье пройти в этом году три реки
разной степени сложности в период паводка на надувном каяке
"Ватерфлай".
После такого исторического экскурса я вынужден откровенно
заявить - "Ватерфлай" развращает. Развращает полностью
и окончательно. Развращает чувством вседозволенности и прощения
любых мыслимых и немыслимых ошибок пилотирования.
Влетая в бурлящий перекат, хвост которого уходит за поворот,
у меня уже не захватывало дух от неизвестности того, что
прячется там, за темными кустами. В отличие от изрядно побитого
хлопца в надоевшей рекламе, который в сумеречном состоянии
души помнит только о входящих звонках, я, находясь в здравом
уме и трезвой памяти, твердо знал одно - такой поток меня
не перевернет.
При навале на дерево струя бессильно ныряет под высокие
борта "Ватерфлая". Поток с носа или кормы ещё
менее страшен из-за их крутозадранных обводов. Если поток
нес меня на частокол деревьев, то я просто искал впереди
"ворота", шириной чуть больше метра. Только, чтобы
каяк мог втиснуться. "Ватерфлай" позволял мне
не заботиться о кренах и удержании дна к потоку. Все проблемы
моей безопасности он брал на себя.
Стоя на узком бревне посреди реки и перетащив через него
каяк, у меня не было проблем с тем, как стартовать с такой,
мягко говоря, неудобной точки. Отсутствие "очка"
позволяло мне, спрыгнув с бревна на надувное дно танцующего
на струе "Ватерфлая", вольготно распорядиться
его открытым кокпитом. За остающиеся до следующего препятствия
несколько метров чистой воды я успевал удобно устроиться
"в седле" и начать активно работать веслом.
Некоторые ортодоксы, наверняка, упрекнут меня в опошлении
основных принципов спортивного сплава. Подумаешь, могут
сказать они, на надувнушке любой "чайник" сплавится
в режиме "плывем г-ном". (Замечу, что здесь речь
идет, отнюдь, не о сокращении слова "господин"!).
Так вот, могу совершенно квалифицированно заявить всем скептикам,
что с точки зрения своего поведения в струе, а именно, маневренности,
"Ватерфлай" практически не уступает никакой другой
лодке, сплав на которой не вызывает саркастической усмешки,
в том числе на "Ласточке-1", традиционных пластиковых
и каркасно-надувных каяках.
При приблизительно равной маневренности, "Ватерфлай"
в силу своих конструктивных особенностей, имеет на порядок
большую степень пассивной безопасности. Не думаю, что это
должно вызывать у потребителя чувство собственной ущербности.
Ведь никто, в сущности, не додумается подвергать осмеянию
достижения современных прыгунов в высоту или с шестом, приземляющихся
на толстый-толстый слой поролона, цедя сквозь зубы:
- А Брумель-то, на песочек прыгал...
Искренне восхищаясь способностью Валерия Брумеля и Роберта
Шавлакадзе приземляться с более чем двухметровой высоты
на заботливо взрыхленный песочек, никому в голову не придет
останавливать прогресс и заставлять современных прыгунов
"фоссбери-флопом" возвращаться к давно забытому
"перекидному". А то ведь и достижения Бубки можно
дезавуировать, заставив его взять в руки архаичный бамбуковый
шест, наложив вето на фибергласс. Мол, надо быть ближе к
истокам, к природе…
Мне, порой, и самому было неудобно перед
самим собой за ту легкость прохождения таких "загогулин",
одна мысль о преодолении которых на "Таймене"
или пластиковом "Данцере" не пришла бы мне в мозг,
даже изрядно возбужденный смесью адреналина и авантюризма.
Продравшись через очередной завал или проскользнув мимо
очередного древа, предательски склонившегося над мутной
струёй, я задавал себе вопрос:
- Акак бы это все выглядело, не будь подо мной оранжевого
"Ватерфлая"?
Я уже не возвращаюсь к теме, подробно разжеванной в очерке
о походе по реке Восьме, где я достойно оценил удобство
"Ватерфлая" при обносах, совершаемых чаще всего
совершенно варварским способом. Это были, скорее, не "обносы",
а "волоки" в прямом смысле этого слова. На Выпрейке,
правда, я чаще всего жалел своего "конька-горбунка"
и взгромождал его на плечо, либо приподнимал за место крепления
коленных упоров.
Описывая "Ватерфлай", я не мог
отделаться от мысли, что лодку с подобными качествами я
уже где-то видел. Вспомнил! В середине 70-х годов один из
ведущих тульских туристов-водников Александр Сеничкин, в
своем кругу до сих пор именуемый Смитом, разработал и создал
уникальную на тот момент конструкцию, вошедшую в историю
под названием "лодки Смита" или, проще, "Смитовки".
Лодка оказалась настолько удачной, что во множестве копировалась
любителями экстремальных водных походов, благо её конструкция
была подробно описана в популярном тогда альманахе "Ветер
странствий".
"Лодка Смита" представляла собой корытообразный
каркас из дюралевых труб, зауженный к носу и корме. К нему
снизу капроновыми шнурами крепились 4 надувных баллона -
два ближе к левому борту, два ближе к правому. Фактически,
получался компактный и жесткий катамаран-двойка с плоскими
гондолами. У первых
версий "смитовок" нос и корма практически
не выступали из плоскости лодки, но у усовершенствованных
моделей были уже приподняты.
Гребцы (или гребец) садились на гермы друг за другом, как
в обычной байдарке, и гребли байдарочными веслами. Лодки
Смита обладали теми же основными особенностями, что ныне
демонстрирует "Ватерфлай" - отменную живучесть
при контактах с препятствиями, жесткость всей конструкции,
высокую остойчивость и эффект "самоотливного дна".
На "смитовках" были пройдены маршруты самых разных
категорий сложности - от половодной Вашаны до категорийных
Чуи и Катуни.
"Ватерфлай" удачно занял ту же нишу, обойдясь
без металлического каркаса. Использование более современного
материала "Ferrari", позволяет обеспечивать требуемую
жесткость лодки за счет сильной подкачки баллонов.
Потратив столько места и Вашего времени
на описание своего оранжевого друга, я вынужден во всеуслышание
заявить, положив руку, за неимением Библии, на потрепанный
том "Рек
Азиатской части СССР", что я так восторженно пишу
о "Ватерфлае" совсем не потому, что отрабатываю
этим спонсорский взнос компании "Тайм-Триал" в
реализацию моего проекта "Малые
реки Тульской области".
Я откровенно рад, что мне для тестирования достался такой
удачный вариант сплавной лодки. Поверьте, что если бы её
качества не удовлетворяли меня - я бы с такой же занудностью
расписывал бы свои негативные ощущения, поскольку, формально,
никак не завишу от спонсоров. Слава Богу, своих байдарок
и каяков хватает. В гараже не помещаются.
Какие-то летние однодневные походы я, скорее всего, даже
буду совершать на пластиковом "Данцере", оценочно
имеющего чуть большую скорость на спокойной воде. Учитывая,
что для одно-двухдневного похода не требуется много снаряжения,
этот вариант вполне удобоварим. Но когда речь встанет хотя
бы о недельном походе - вопрос будет однозначно решен в
пользу комфортабельного "Ватерфлая".
Чтобы уж быть совсем объективным, попробую описать одно
свойство "Ватерфлая", которое, формально, должно
быть отнесено к отрицательным. Высоко задранные нос и корма,
а, чаще всего, именно выступающие "ручки для переноски",
создают трудности для пролезания под бревнами. Если нос
ещё можно воткнуть под бревно с разгона, то выцарапывать
корму, плотно зацепившуюся за препятствие, иногда бывало
совсем непросто. Но и тут спасала высокая остойчивость лодки,
когда можно было, не особо заботясь о последствиях, добраться
до кормы и вручную отцепить судно.
Вот, пожалуй, одно из немногих отрицательных качеств каяка,
которое органично проистекает из его же положительного свойства
- задранный нос позволяет легко всходить на валы, не зарываясь
в них. Наверное, конструкторам можно подумать о том, как,
без ущерба для ходовых качеств, уменьшить высоту кормы.
Михаил Трусков
В
начало страницы | На главную
страницу | Карта сервера