По
Тохмайоки на "Щуке"
Автор
- Сергей Шендеровский.
Впечатления
от похода по реке Тохмайоки (Северное Приладожье)
23-25
мая 2002 г.
Наша сборная группа состояла из 6 человек
на трех разных лодках - Таймень-2, каркасная Свирь-2 и надувная
Щука-3. Помимо обычных для любого похода отдыхательно-спортивных
целей неявно присутствовала еще одна - проверить Щуку на
достаточно сложных порогах в сравнении с каркасными байдарками.
В прошлом году в походе
по Топозеру и Поньгоме эта лодка прекрасно себя показала
и на штормовых озерах, и в шкуродерных шиверах и в сложных,
хотя и не очень мощных, порогах. Также успешно был пройден
и достаточно мощный и сложный порог Корней, обычно считающийся
непроходимым для каркасников.
Река Тохмайоки течет в Северном Приладожье
(Юго-Запад Карелии) с севера на юг и впадает в Ладожское
озеро в районе г. Сортавала. На небольшой длине (около 50
км от озера Руокоярви до поселка Хелюля) падение реки составляет
70 м, из них 45 м приходится на первые 20 км. Общее количество
препятствий - более 30. Условно их можно разделить на 3
группы:
1 - несложные шиверы и перекаты (Препятствия 1-2, 4-11,
13-15, 17-19, 22-23, 25-28, 31, 33) (номера препятствий
даны по лоции
Бекетова);
2 - довольно мощные пороги со сливами (как правило с разрушенных
плотин) до полутора метров, осложненные набором различных
препятствий: заходными и выходными шиверами, кривыми струями,
стоячими валами, поворотами русла и камнями в сливе и основной
струе (Препятствия 3 (правая протока), 12, 16, 20, 29 (без
плотины), 30, 32) ;
3 - мощные водопадные сливы на разрушенных плотинах высотой
от 2.5 до 7 метров (Препятствия 21, 24, 29 (плотина), 34,
35).
Уровень воды можно охарактеризовать так - паводок давно
закончился, но, судя по стоящим кое-где в воде деревьям
до межени еще не дошел.
Исходя из имеющихся плавсредств и опыта
участников, прохождение водопадов нами даже не планировалось.
Обносили все лодки.
Пороги 1 группы в основном не вызвали
затруднений, однако в некоторых наиболее мелких, особенно
в верховьях, каркасные лодки неоднократно садились на камни,
и требовалась проводка. Щука, как ей и полагается, проходила
везде легко. Кстати, на протяжении всего маршрута Щука шла
впереди и разведывала наименее шкуродерные фарватеры.
Часть порогов 2 группы, за исключением
Препятствий 12, 29 и 30 каркасные лодки обнесли из-за камней,
сидящих как раз в мощной главной струе и в сливах. Риск
серьезных поломок был слишком велик.
Щука успешно преодолела эти пороги, (кроме первого слива
Пр29, где произошел оверкиль, о чем чуть позже). Выглядела
она при этом, по словам стоявших на страховке и наблюдавших
за прохождением экипажей каркасников, "прикольно".
По узкой крутопадающей протоке Пр3 Щука летела, извиваясь
как змея, огибая или отскакивая от камней. В сливах и валах
заметно перегибалась, легко переваливала через камни в струе,
где их нельзя было обойти. Стоячие валы на Тохме в нашу
воду были небольшими и нисколько не мешали Щуке. Таким образом
я еще раз после Поньгомы убедился в достоинствах этой лодки
в сложных порогах с относительно небольшим расходом воды.
Камень, торчащий в неподходящем месте и лишающий экипаж
каркасника удовольствия пройти интересный порог, Щуке не
помеха.
Теперь о киле. Порог 29 состоит из трех отрезков шивер с
локальными сливами, разделенных участками спокойного течения,
где легко зачалиться. (Четвертую ступень - 2.5м слив с разрушенной
плотины с мощной выходной шиверой вообще-то можно считать
отдельным препятствием. Мы ее обносили.) После короткой
заходной шиверы первого отрезка расположен прямой слив около
метра с глубокой, но не длинной бочкой. Мне кажется, что
при правильном заходе она должна преодолеваться достаточно
легко, тем более жесткой каркасной лодкой. В нашем случае
произошло следующее. Оба гребца Щуки привыкли капитанить
и Миша, работавший матросом вместо разгона перед сливом
принялся по привычке рулить. Я хоть и знал за ним этот грех,
проворонил и стал орать "работай!" уже перед самым
сливом, к которому лодка в результате наших совместных действий
подошла слегка под углом и без должной скорости. Вспомнив
свою роль, Миша стал лопатить и перестарался - последний
гребок уже в пене бочки был лишним. Я увидел, как потерявший
опору матрос вместе со своей частью лодки валится на бок,
закручивая гибкий корпус Щуки. Бедренные упоры, ранее прекрасно
себя зарекомендовавшие, в этой ситуации ничуть не помогли.
Ничего похожего на хоть какую-то борьбу с оверкилем не было.
Щука перевернулась мгновенно, как это делает катамаран после
отрыва одного баллона. Еще секунду назад я был на сливе,
и вот уже любуюсь солнечными лучами сквозь воду, насыщенную
летящими к поверхности пузырьками воздуха. Надо сказать,
что я переделал капитанскую юбку под срывную, а юбка матроса
осталась штатной (для тех, кто не знаком с конструкцией
Щуки, юбка у нее составляет единое целое с фартуком, ПРИШИТЫМ
к деке). Мы оба легко и быстро отстрелились и всплыли, Миша
даже быстрей меня. Это если и не доказывает безопасность
штатных юбок для такого рода порогов, то по крайней мере
ставит под сомнение обоснованность жутковатого прозвища
"Братская могила", перенесенного с юбок, пришитых
к СЪЕМНОМУ фартуку. После киля верная и добрая Щука, как
бы извиняясь за то, что не смогла исправить ротозейство
экипажа, опять показала свои лучшие качества. Во-первых,
она ни за что не утонет, если, конечно, не умудриться порвать
сразу оба баллона, что, по-моему еще никому не удавалось.
Встав на дно, мы легко удержали ее на довольно сильной струе
и тут же зафиксировали, вытащив на камень. После чего мы
помогли экипажу Свири, который тоже кильнулся, зачалить
их лодку и перебраться самим к берегу через струю. (Справедливости
ради надо сказать, что наряду с тактической ошибкой - слишком
малой дистанцией между лодками, причиной их киля были мы.
Увидев, что мы кильнулись, шедший за нами Таймень затормозил
перед сливом, на него наехала Свирь и лагом свалилась в
бочку. Таймень потом прошел слив нормально.) После завершения
этих небольших спасработ, мы без труда сняли Щуку с камня
и обе лодки продолжили прохождение порога уже без приключений.
Что касается обносов, догадайтесь с трех
раз, с которой из наших лодок это было проще делать? Между
прочим, практически все обносы на Тохме давали простор для
весьма активных физических упражнений. Тропы как правило
нет, приходилось ползать вверх-вниз по каменным лбам и оврагам
сквозь заросли кустарника и деревьев. В этих условиях ручки,
пришитые к деке и на 15 кг меньший вес Щуки очень даже помогали.
Что хотелось бы сказать в заключение.
В рассказе о походе по Топозеру и Поньгоме я согласился
с мнением о Щуке, как байдарке для чайников, в том смысле,
что она прощает многие ошибки и позволяет пройти пороги,
слишком сложные и опасные для каркасных лодок. Конечно с
оговоркой - для препятствий определенного типа, а именно
шкуродерных шивер и порогов, не слишком мощных, но требующих
сложного маневра. На Тохме это мнение в основном подтвердилось.
Щука прошла несколько очень интересных порогов, которые
Таймень и Свирь были вынуждены обнести. При этом я соглашусь
с Андреем
Чупикиным (одним из главных щуководов, который считает
название "байдарка для чайников" в корне неверным)
в той части, что сливы с глубокими бочками требуют от экипажа
Щуки бОльших опыта, усилий и внимания, чем от экипажа жесткой
каркасной байдарки. Здесь как раз гибкость лодки - ее слабость.
Причем на мой взгляд решающее значение имеет правильный
заход в слив - на скорости и перпендикулярно перегибу. Если
передняя половина лодки будет вывешена над сливом наискось,
матрос будет валиться набок, закручивая корпус лодки, как
бы ни были накачаны баллоны. Сделать после этого что-либо
трудно. Бедренные упоры, очень помогающие задавать крен
и чуствовать себя уверенно при маневре, в этой ситуации
уже не работают. Здесь Щука похожа на катамаран, у которого
большая статическая остойчивость, но по достижении критического
угла крена (примерно соответствующего отрыву от воды одного
баллона) оверкиль происходит стремительно и неконтролируемо,
в отличие от килеватых лодок, сохраняющих остойчивость и,
соответственно, возможность встать почти до конца. Может
быть упреждающий крен и спасет в этой ситуации, но это уже,
согласитесь, не совсем для чайников. Возможно, что серьезно
могли бы помочь жерди, которые я использовал на Поньгоме
- не дали бы так легко и независимо от капитана падать матросу.
(На Тохме мы их не привязывали - не очень подходящий был
лес, да и ради трех дней возиться не хотелось). Для сравнения
можно посмотреть фотографии
с Поньгомы - думаю, что сомнения в том, что жерди серьезно
увеличивают жесткость Щуки, пропадут. И я не оставляю робкую
надежду, что автор Щуки Михаил Чернецкий в конце концов
прислушается к моему скромному мнению и начнет пришивать
крепления для жердей и бедренных упоров на штатные Щуки.
Сколько труда было бы сэкономлено любителям походов чуть
выше матрасной категории сложности!
Что касается ходкости Щуки, то, конечно,
Таймень и, тем более, Свирь - более быстрые лодки. Но тем
не менее, наш экипаж с суммарным возрастом за 85 лет почти
все время шел впереди, и мне не показалось, что наши молодые
друзья уж слишком расслаблялись - пусть поправят, если вру.
Во всяком случае на подобной речке Щука тормозом точно не
будет. И заодно скажу, что своим рассказом я никоим образом
не хочу бросить тень на эти достойные лодки. Про старый
добрый Таймень, на котором я ходил десять лет, при всех
его недостатках язык не повернется худого слова сказать.
На Свири я немного покатался, и она мне понравилась своей
скоростью и хорошей управляемостью. При ее весе (почему-то
при обносах наш экземпляр Свири нам казался даже тяжелее
Тайменя, хотя по паспорту должен быть легче на 10 кг), жесткости
и скорости ей не страшны валы и бочки, трудные для Щуки.
Ну и, конечно, на вкус и цвет…. И все же если вы хотите
получить максимум удовольствия от похода по Тохмайоки или
другой подобной речке после паводка, ваш выбор - Щука.
В
начало страницы | На главную
страницу | Карта сервера